Группа компаний

Обзор КамАЗ 55102

55102 КамАЗ – некогда советский, а ныне российский среднетоннажный самосвал. Из-за широкого применения в сельскохозяйственной сфере получил в народе название «Сельхозник». Предлагаем рассмотреть историю, экстерьер, технические характеристики, цены и особенности данной модели.

КамАЗ 55102 обзор

Сегодня речь пойдет о шестиколесном грузовом автомобиле с подъемной платформой. Кроме стандартного исполнения может эксплуатироваться вместе с прицепом. Подготовлен к эксплуатации в том числе при отрицательных температурах воздуха до -40°С, что делает возможным применение техники в том числе в северных регионах России. Относительно прост и дешев в обслуживании, не доставляет проблем в плане управления и скорости.

История автомобиля

КамАЗ 55102 обзор спереди

Машина КамАЗ 55102 поступила в производство в 1980 году в СССР. Разработка проводилась далеко не с нуля – инженеры взяли за основу наработки от таких моделей, как КамАЗ 5320 и 5511. Есть и уникальные узлы, разработанные именно для нового автомобиля: двигатель и трансмиссия. В 2014 году производство самосвала КамАЗ 55102 «Сельхозник» было остановлено на неизвестный срок.

Внешний вид

КамАЗ 55102 обзор кабина

Дизайн автомобиля КамАЗ 55102 знаком многим, даже тем, кто не застал Советский Союз. Кабина прямоугольной формы, шесть колес, из которых четыре сдвоенные, узнаваемый профиль грузовой платформы с откидными бортами и яркая оранжевая раскраска – многие помнят этот автомобиль именно таким. В случае использования с прицепом грузовик превращается в настоящий автопоезд внушительных размеров.

Салон кабины

КамАЗ 55102 обзор кабина внутри

«Сельхозник» укомплектован цельнометаллической бескапотной кабиной, которая откидывается вперед при проведении сервисных работ в отношении двигателя. Спального места внутри нет, есть только два сиденья, разделенных широким тоннелем. Предусмотрена мощная система отопления для комфортной работы водителя в условиях холодов. Для большего удобства кабина оснащается обивкой, которая не только играет декоративную роль, но и уменьшает шумы/вибрации в салоне.

В отличие от отопления, системы принудительной вентиляции в кабине нет. Можно рассчитывать только на естественный приток воздуха через открытый люк в крыше, боковые стекла и форточки.

Технические характеристики в цифрах

Чтобы лучше понять, что за автомобиль мы сегодня рассматриваем, предлагаем коротко изучить технические характеристики КамАЗ 55102. Считаем нужным обратить внимание на эти параметры:

  • максимальный вес перевозимого груза – 7000 кг;
  • предельно допустимый вес прицепа – до 11500 кг;
  • максимальная масса в загруженном виде – 15630 кг;
  • искусственное ограничение скорости – 80 км/ч;
  • расход на предельной скорости – 31 л/100 км;
  • время подъема платформы с грузом – 18 секунд;

Конечно, это не все характеристики автомобиля. Более подробно ознакомиться с ними вы можете в руководстве по эксплуатации среднетоннажного самосвала.

Силовой агрегат

КамАЗ 55102 обзор двигатель

Самосвал КамАЗ 55102 приводится в движение дизельным мотором модели КамАЗ-740.31-240. Это четырехтактный двигатель V8 объемом 10,85 литра. Вот некоторые из его особенностей:

  • система наддува с компрессором и системой охлаждения поступающего воздуха;
  • гильзы цилиндров и блок из легированного чугуна с длительным сроком службы;
  • разделенная система питания топливом и автоматическое управление ТНВД.

Силовая установка рассчитана на выдачу мощности 240 л. с. В диапазоне от 1100 до 1500 об/мин мотор демонстрирует крутящий момент в размере 912 Н*м.

Трансмиссия

В качестве трансмиссии самосвал использует 10-ступенчатую механическую КПП с двухдисковым «сухим» сцеплением. КПП соединена с редуктором, благодаря которого у водителя есть выбор из двух режимов работы скоростей – прямой и пониженный соответственно. Задняя передача одна.

Подвеска

Передняя и задняя подвески грузовика – зависимые рессорно-балансирного типа. Все шесть колес являются бездисковыми и с завода комплектуются камерными пневматическими шинами. Первые годы машины оснащались покрышками шириной 260 мм. В поздних версиях она равняется 280 мм.

Тормозная система

На всех шести колесах самосвала установлены барабанные тормоза классической конструкции. Они инициируются пневматическим приводом, для большей надежности состоящим из двух контуров. Стояночная и запасная тормозные системы приводятся в движение пружинными механизмами. В конструкции авто также предусмотрены вспомогательные тормоза с газодинамическим приводом.

Рулевое управление

КамАЗ 55102 обзор руль

Рулевая трапеция, за счет движения которой управляется самосвал, располагается в задней части переднего моста. Несмотря на габариты и массу, автомобиль управляется относительно легко, и все за счет гидравлического усилителя. Реечный рулевой механизм работает с зубчатым редуктором.

Грузовая платформа

КамАЗ 55102 обзор подъем кузова

В стандартной комплектации самосвал имеет цельнометаллическую грузовую платформу, которая вмещает в себя 7,9 кубических метров груза. После монтажа надставных бортов вместительность в два раза больше, а именно 15,8 кубических метров. Платформа может опрокидываться на одну из трех сторон – открывающиеся панели бортов укомплектованы надежными торсионными замками.

Для опрокидывания грузовой платформы конструкцией грузовика предусмотрен гидравлический механизм. Он приводится в движение крутящим моментом, который снимается через коробку для отбора мощности двигателя. Основной орган – телескопический трехступенчатый гидроцилиндр.

Стоимость нового и б/у грузового автомобиля

Купить КамАЗ в Татарстане в состоянии нового не представляется возможным, так как модель уже снята с производства. Однако предложения о продаже поддержанных самосвалов модели 55102 в достатке. Цена сильно зависит от модификации, пробега, технического состояния автомобиля. Это может быть как 400-500 тысяч рублей, так и сумма, которая существенно больше 1,5-2 млн рублей.

Программа Трейд ин

Трейд ИН от КАМАЗА Кориб

Программа Трейд ин позволяет купить самосвал со скидкой за счет обмена на старый автомобиль. Это отличная возможность обзавестись культовым самосвалом в хорошем техническом состоянии по сильно меньшей цене, нежели вы можете видеть на вторичном рынке.

Лизинг КамАЗ

Если хотите взять «Сельхозника» или, например, купить КамАЗ тягач одной из популярных моделей, рассмотрите вариант с лизингом. Это долгосрочная аренда, в рамках которой вы пользуетесь авто как собственным, уплачивая ежемесячные платежи. Хороший вариант, если нет всей суммы сразу.

Назначение и сферы применения

КамАЗ 55102 обзор

Даже спустя более чем 40 лет с момента выпуска первого экземпляра бортовые КамАЗы 55102 все еще широко используются в строительной, коммунальной и сельскохозяйственной отраслях. В том числе машины эксплуатируются в целях отгрузки удобрений, зерновых культур, грунта, различных сыпучих стройматериалов и не только. Конечно, основная масса случаев его эксплуатации лежит в сфере сельскохозяйственной деятельности, но этим возможности автомобиля не ограничиваются.

Модификации модели

Преемником КамАЗа 55102 «Сельхозник» стал более современный на момент выпуска автомобиль под номером 45143. Задолго до этого за годы производства модель получила две модификации:

  • КамАЗ 55102-050. Самосвал, кузов которого укомплектован основными бортами.
  • КамАЗ 55102-053. Кузов с дополнительными бортами, предназначенными для двухкратного увеличения вместительности платформы.

За свою историю грузовик неоднократно модифицировался, в том числе посредством установки все более современных вариантов дизельных двигателей 740-й серии. Модернизации заключались и в монтаже кузовов разной вместительности – как с двухсторонней, так и с трехсторонней разгрузкой.

Устройство автомобиля

Конструктивно «Сельхозник» представляет собой трехосный заднеприводный самосвал с колесной формулой 6х4. Он имеет переднемоторное исполнение и бескапотную компоновку. Его задние оси сближены, в то время как управление машиной осуществляется двумя колесами на передней оси.

В качестве несущей конструкции самосвала выступает клепаная стальная рама лестничного типа. В ее основу легли профили толщиной 8 мм, которые производились из низколегированной стали. За счет лонжеронов, соединенных друг с другом за счет семи поперечен, обеспечен высокий уровень жесткости конструкции. В передней части рамы расположился буфер и крюки для буксировки авто.

Ремонт, техническое и сервисное обслуживание

Самосвалы регулярно нуждаются в техническом обслуживании, особенно те, что производились в СССР из-за больших пробегов и возраста. Кроме периодической замены расходных материалов есть потребность в уходе за двигателем, трансмиссией, ведущими мостами, подвеской, рамой, кабиной, тормозной и рулевой системами. Не меньшего внимания к себе требует электрооборудование. Так как комплектующие относительно дешевы и всегда в наличии, проблем с сервисом не возникает.

Независимо от того, какие работы по обслуживанию нужно выполнить в отношении самосвала, это лучше доверить специалистам сервисного центра с большим опытом работы с такой спецтехникой.

Плюсы и минусы

Высокая востребованность КамАЗа «Сельхозник» 55102 обусловлена множеством его достоинств:

  • надежная и крепкая рама, которая обеспечивает высокую грузоподъемность;
  • высокая проходимость благодаря двум ведущим осям с двойной ошиновкой;
  • экономичный, простой в плане технического обслуживания дизельный мотор;
  • низкое давление на грунт – полезно при наполнении кузова из-под комбайна;
  • большой выбор комплектующих и относительно недорогое обслуживание авто;
  • хорошая динамика и высокая скорость в сравнении со многими конкурентами;
  • возможность использования автомобиля совместно с прицепом (как тягача);
  • мощная заводская печка – в кабине достаточно тепло даже в 40-градусный мороз.

Кроме преимуществ самосвалы КамАЗ 55102 имеют и неприятные минусы, в числе которых есть:

  • отсутствие дополнительного места для сна – авто не подходит для дальних поездок;
  • нередко встречаются поломки, особенно у экземпляров с возрастом за 30 лет.

Для некоторых минусом может показаться тот факт, что в продаже все грузовики БУ – новые больше не выпускаются. Если и планируете их покупать, делайте это у проверенного официального дилера.

Отзывы автовладельцев

Большинство нынешних и бывших владельцев модели КамАЗа 55102 отзываются об автомобиле в положительном ключе. Ниже мы приводим несколько отзывов, взятых с тематических форумов.

Сергей, 54 года

«Сразу к плюсам – машина быстрая и маневренная, причем нехарактерно для грузовых машин из СССР. Легко тащит загруженный кузов и еще и перегруженный прицеп сверху. Из недостатков могу назвать разве что проблемы с проходимостью на грязи, задние колеса там могут пробуксовывать».

Андрей, 30 лет

«Брали Сельхозника с отцом для фермы, со своими задачами справляется на ура. Правда, нам сразу после покупки пришлось сделать ремонт мостов КамАЗ и кое-какие доработки, и получилась прямо конфетка. Например, вручную подняли высоту бортов, чтобы грузоподъемность побольше стала».

Мирон, 47 лет

«Простой в использовании самосвал с копеечными запчастями и сервисом, а что еще нужно-то для счастья? Еще бы расход дизеля поменьше был, и был бы действительно идеальный автомобиль».

Видео-обзор

Вам ранее не доводилось ездить за рулем «Сельхозника»? В таком случае посмотрите видеоролик с обзором грузового автомобиля, чтобы лучше понять, какого находиться за рулем самосвала.