Вопрос весогабаритного контроля затрагивает не только транспортные компании, занимающиеся грузоперевозками на территории России, но и водителей обычных легковых автомобилей, которые ездят по одним и тем же дорогам с водителями различных грузовиков. Например, фура КАМАЗ весит гораздо больше стандартного семейного автомобиля.
Из-за этого она оказывает большую нагрузку на дорогу, ускоряя её износ. Большинство грузовиков нарушает нормативы по массе, на которые рассчитаны обычные дороги, поэтому Росавтонадзор и ввёл инициативу весогабаритного контроля, призванную заставить транспортные компании снизить объёмы перевозок. В этой статье мы собрали самую важную информацию об автоматическом взвешивании грузовиков и проблемах этого процесса.
Как работает и какие существуют проблемы
Любой пункт АПВГК состоит из:
- Весов. Во время движения фуры взвешивают её, определяя массу вместе с грузом, а также расстояние между осями и нагрузку на них;
- Датчики по бокам. Они определяют габариты автомобиля;
- Сенсоры. Необходимы, чтобы зафиксировать факт прохождения грузового автомобиля через контрольный пункт, запустив отчётность;
- Камеры. Используются, чтобы опознать номера автомобиля, а значит, и его владельца. Также они фиксируют скорость, с которой едет авто и в каком направлении, например грузовик JAC Набережные Челны или в другой город, за рулем которого находится водитель указанный в документах имеющийся в базе;
- Передатчик. Имеет связь со спутником, используя которую, отправляет данные в нужную инстанцию.
Такое большое количество устройств и приспособлений необходимо, чтобы при проезде авто через АПВГК, были определены все важные параметры машины и отправлены в единый информационный центр. Эта система позволяет производить контроль автоматически, без участия специалистов.
Если грузовик превышает установленные нормы, не имея на это специальных разрешений, система автоматически формирует акт результатов измерения и отправляет его в организацию, занимающуюся контролем и надзором за транспортными перевозками.
Но такой подход к контролю за грузоперевозками имеет и свои недостатки. Ассоциация транспортных компания «Грузавтотранс» провела ряд экспериментов с АПВГК, показавших проблему этой системы. Исследование показало, что законодательство имеет противоречия, упуская ряд важных моментов:
- Если автомобиль перевозит асфальт или бетон, нормально распределить осевые нагрузки не представляется возможным из-за особенностей самих материалов, а также конструкции бетоносмесительного оборудования;
- Если автомобиль перевозит сыпучие, наливные, порошкообразные или пылевидные грузы, осевые нагрузки также не могут быть распределены равномерно;
- Некоторая спецтехника, например, строительный кран, изначально имеет нарушение осевых нагрузок из-за своих конструкционных особенностей.
Поэтому даже при частичной загруженности таких автомобилей система выявляет излишнюю нагрузку на ось, выписывая водителю штраф, подробнее в нашей статье «Развесовка груза по осям прицепа и полуприцепа».
Штраф за нарушение правил движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства
В зависимости от степени перегрузки автомобиля штраф может составлять до 400 тысяч рублей. Он налагается, как на водителя, так и на юридическое лицо и владельца ТС. При этом, величина взыскания увеличивается в зависимости от занимаемой человеком должности.
Согласно КоАП РФ штрафу за превышение нормативов по перевозке грузов подвержены:
- Водитель;
- Должностное лицо;
- Юридическое лицо;
- Владелец транспортного средства.
Как работают автоматические пункты весогабаритного контроля
Пункт АПВГК считывает всю информацию о транспортном средстве и автоматически направляет её в контрольно-надзорный орган, если обнаружена проблема.
Требования к пунктам АВГК
К каждому контрольному пункту предъявляются следующие требования:
- В течение 3 месяцев после установки АВГК действует пробный период, во время которого определяется достоверность получаемых от оборудования данных. В это время штрафы не выписываются;
- Проверочные пункты устанавливаются только там, где есть место для нормальной остановки автомобиля;
- Он должен быть расположен на расстоянии хотя бы, как минимум 50 метров после перекрёстков, стоянок и остановок, и 100 метров до них;
- Перед пунктом должен быть расположен знак, предупреждающий о нём;
- Должно быть установлено табло, информирующее о перегрузе.
Что делать, если АПВГК показал перегруз
Если вы водитель одной из модели КАМАЗов или другого грузового автомобиля и получили сообщение о перегрузе на контрольном пункте, предпринимайте следующие действия:
- Остановитесь в ближайшем возможном месте так, чтобы автомобиль не создавал препятствий движению;
- В некоторых случаях можно устранить неисправность, передвинув груз так, чтобы снизить нагрузку на одну из осей.
Необоснованный штраф с АПВГК, как их отслеживать и избегать
Система автоматического весогабаритного контроля ещё новая, из-за чего с ней часто возникают различные проблемы. Некоторые рамки являются неисправными, выписывая штрафы всем машинам, проходящим через них. Дело в том, что существует множество требований, к пункту, при соблюдении которых он будет работать корректно. Например, дорога должна быть ровной, целой и без уклонов, а само оборудование должно проходить регулярные проверки.
Часто случается так, что, проехав множество рамок, водитель не получил ни одного штрафа, но одна из них выявила проблему, хотя груз был закреплён и опломбирован, а значит, не мог изменить свою конфигурацию. В таком случае проблема в рамке и её стоит избегать. Водители фур имеют собственные группы и чаты в социальных сетях, где обмениваются информацией о неисправных пунктам контроля.
Узнайте, с какой рамки приходят штрафы
В письме со штрафом должно быть написано место, где было зафиксировано нарушение. Если все нормативы были соблюдены, значит, рамка имеет неисправность.
Как обжаловать штраф за нарушения при автоматическом весогабаритном контроле
Всегда можно обжаловать штраф, обратившись в соответствующую инстанцию. В этом случае, вам придётся доказать, что:
- Груз был помещён в кузов согласно всем нормам и стандартам;
- Другие контрольные пункты не нашли нарушений;
- Автомобиль не отклонялся от маршрута;
- Не было возможности дозагрузить фуру или передвинуть груз.