Раздаточная коробка — это ключевой узел трансмиссии грузового автомобиля, предназначенный для распределения крутящего момента между осями и повышения проходимости транспортного средства. Она особенно важна для грузовиков, работающих в условиях бездорожья или перевозящих тяжелые грузы.
Раздаточная коробка располагается между коробкой передач и карданными валами, соединяя их в единую трансмиссионную систему. Она может быть смонтирована как непосредственно за коробкой передач, так и отдельным узлом, соединенным через вал.
Раздаточные коробки появились в начале XX века, когда автомобили начали использоваться в военных и строительных целях, требуя повышенной проходимости. Первоначально их конструкция была довольно простой: они обеспечивали передачу момента только на одну дополнительную ось. С развитием технологий добавились возможности подключения переднего привода, управления скоростями и блокировки межосевого дифференциала.
Современные раздаточные коробки являются высокотехнологичными устройствами, способными работать с большими нагрузками и обеспечивать множество режимов работы, что делает их незаменимыми для грузовых автомобилей.
Типы раздаточных коробок
Раздаточные коробки классифицируются по нескольким признакам:
- По количеству передач:
- Одноступенчатые: обеспечивают передачу момента без изменения его величины.
- Двухступенчатые: имеют пониженные и повышенные передачи, что позволяет адаптироваться к различным дорожным условиям.
- По способу управления:
- Механические: управление осуществляется вручную, через рычаг.
- Электронные: управляются электронными системами через переключатели в кабине.
- По типу привода:
- Полный привод: распределяют момент на все оси.
- Задний привод с возможностью подключения переднего.
- По наличию блокировок:
- С межосевым дифференциалом: позволяют регулировать момент между осями.
- Без межосевого дифференциала: передают одинаковый момент на каждую ось.
Технические характеристики
- Передаточные числа: 1.0 для прямой передачи, 2.5–4.0 для пониженной.
- Максимальный передаваемый крутящий момент: до 12 000 Н·м, в зависимости от модели.
- Масса раздаточной коробки: от 50 до 300 кг.
- Привод управления: механический, пневматический, электрический.
Принцип работы раздаточной коробки
Раздаточная коробка принимает крутящий момент от коробки передач и распределяет его на ведущие оси. При необходимости, она может подключать дополнительные оси или менять передаточное число для увеличения тяговой силы.
Принцип работы включает:
- Распределение момента: через шестерни или цепные механизмы момент передается на карданные валы.
- Пониженные передачи: увеличивают тягу на низких скоростях для преодоления сложных участков дороги.
- Блокировка дифференциала: синхронизирует вращение колес для лучшего сцепления на скользких поверхностях.
Признаки неисправности раздаточной коробки
Раздаточная коробка, как и любой узел автомобиля, может выходить из строя. Основные признаки неисправности:
- Шумы и вибрации: посторонние звуки, скрежет или вибрация при движении указывают на износ шестерен или подшипников.
- Трудности с переключением: если управление передачами стало затруднительным, возможны проблемы с механизмом переключения или синхронизаторами.
- Утечка масла: снижение уровня смазки может привести к перегреву и износу деталей.
- Потеря тяги: неравномерное распределение момента между осями или отключение одной из них.
- Перегрев: недостаток смазки или неисправности системы охлаждения.
Если вы заметили подобные признаки в своем грузовом автомобиле, значит пора заехать к нам в гости в сервисный центр грузовых автомобилей «КОРИБ».
Как предотвратить поломки
Чтобы продлить срок службы раздаточной коробки, важно регулярно проводить техническое обслуживание:
- проверять уровень масла и его состояние;
- своевременно заменять изношенные детали;
- избегать перегрузок и резких переключений передач.
Приобрести грузовые автомобили и другую спецтехнику КАМАЗ можно в нашей компании КОРИБ – официального дилера с выгодными условиями покупки и программами TRADE-IN и лизинга.
Раздаточная коробка — это сердце трансмиссии грузового автомобиля, обеспечивающее его функциональность и надежность. Правильное обращение и регулярное обслуживание помогут сохранить ее работоспособность на долгие годы.