Группа компаний

Стартер грузового автомобиля

Стартер грузового автомобиля

Стартер – важный компонент в системе запуска двигателя грузовых автомобилей. Он играет решающую роль в процессе начального запуска двигателя, обеспечивая его вращение до тех пор, пока не возникнет достаточный внутренний давление для самостоятельного запуска. Рассмотрим более подробно, что такое стартер, как он устроен, какие проблемы могут возникнуть и как их можно обнаружить и решить.

Конструктивные особенности стартера грузового автомобиля

Стартер, независимо от типа, представляет собой электрический мотор, который активируется подключением к аккумуляторной батарее. После подачи электроэнергии начинает вращаться ротор, который обеспечивает необходимое вращение коленвала двигателя грузового автомобиля для запуска. Стандартная схема подключения включает основной силовой провод, соединяемый с положительной клеммой АКБ, отрицательный контакт к общей массе автомобильной энергосистемы и управляющий провод, активирующий устройство. Сцепление стартера с основными механизмами ДВС обеспечивается с помощью бендикса и контактной группы.

Типы стартеров грузового автомобиля

На практике применяются несколько типов стартеров, каждый из которых имеет свои особенности:

  • Одноопорные стартеры: Этот тип, также известный как безопорный, характеризуется наличием одной опоры в задней части стартера, без передней крышки. Передняя опора обычно интегрируется в картер коробки передач или сцепления. Целью разработки таких стартеров было получение более компактных размеров. Однако замена поврежденных втулок в этом типе стартеров может быть затруднительной.
  • Двухопорные стартеры: Этот вариант характеризуется наличием опоры в роторной части стартера. Производители предлагают устройства с мощностью до 1,5 кВт, которые применяются не только в грузовом и легковом транспорте, но и на тракторной технике. Ось ротора закрепляется при помощи двух подшипников, обеспечивая стабильную работу на протяжении длительного времени.
  • Стартеры с передачей крутящего момента непосредственно на коленвал: В этом типе шестерня бендикса соединяется с маховиком двигателя, приводя его в движение. Однако данное исполнение стартеров имеет недостатки в виде больших габаритов и массы, что ограничивает применение редукционных механизмов.
  • Стартеры с редуктором: Современные стартеры оборудованы редуктором, который преобразует крутящий момент перед его передачей на двигатель. Этот тип стартеров отличается надежностью и широким применением в грузовых автомобилях.

Каждый из этих типов стартеров имеет свои преимущества и недостатки, что позволяет выбрать оптимальный вариант в нашем каталоге запчастей в зависимости от конкретных требований и условий эксплуатации.

Диагностика стартера грузового автомобиля

При использовании стартера грузового автомобиля могут возникнуть разнообразные неисправности, которые могут быть обнаружены по определенным признакам. В таких ситуациях требуется принятие решения о необходимости проведения ремонта или замены данной детали. Давайте рассмотрим основные виды повреждений и методы их диагностики:

  1. Механизм тяжело вращает. Эта проблема возникает при попадании влаги внутрь, что приводит к вымыванию смазки, разрушению изоляции и повреждению статора, ротора и изоляторов щеток. Неисправность может быть вызвана также замыканием ротора или статора на корпусе, а также повреждением роторных втулок или замыканием щеточного узла.
  2. Скрежет при пуске. Этот звук может возникать из-за изношенной втулки обгонной муфты, вала или венца махового механизма. Причиной является попадание влаги и снижение смазочного состава.
  3. Стартер прокручивает. Эта проблема может возникнуть из-за нарушения целостности обходного механизма или системы планетарной передачи. Обычно такие ситуации возникают при попадании жидкости в данный узел, недостаточном техническом обслуживании, повышенной температуре или неправильной настройке топливного оборудования (особенно для дизельных машин).
  4. Стартер не крутит, а только щелкает. Причиной может быть отсутствие «минуса» на корпусе, недостаток тока, износ щеток или повреждение бендикса. Следует также учитывать возможность выхода ротора из строя или замыкания стартера на «минус». Такие неисправности часто вызваны попаданием влаги внутрь и окислением, разрядом аккумулятора, обрывами в цепи «массы» или проникновением жидкости в электромотор стартера.
  5. Щелканье на горячем и работа на холодном двигателе. Поиск дефекта следует направить на втягивающее реле (возможно, повреждение) или пружины щеточного узла (возможно, уменьшение твердости).

Диагностика стартеров грузовиков

Если стартер не запускается или возникают другие сложности в эксплуатации, механизм нуждается в ремонте, лучше это сделать в грузовом сервисном центре. Вот алгоритм диагностики:

  • Подготовьте рабочее место и обеспечьте хорошее освещение.
  • Снимите «минус» с аккумулятора.
  • Открутите гайку, удерживающую провод на втягивающем реле, и снимите его.
  • Снимите «плюс» аккумулятора и провода, подающие питание к стартеру.
  • Проверьте бендикс стартера. Если он не работает, то потребуется ремонт или замена реле.
  • Осмотрите шестеренки обгонной муфты на предмет износа. Если бендикс вращается в обе стороны, требуется его замена или обновление венца махового механизма.
  • Проверьте шестеренки на наличие сколов или других проблем. Проверьте втягивающее реле на предмет дефектов, измерьте напряжение и осмотрите изоляцию на предмет повреждений. Сопротивление должно быть в диапазоне 1-1,5 Ом.
  • Осмотрите щетки.
  • Проверьте сопротивление между пластинкой и держателем. Оптимальная высота щеток составляет от 7 мм, при износе они будут деформированы.
  • Проверьте ротор на дефекты, качество посадки магнитов и сопротивление для выявления замыканий.
  • Проверьте статор на наличие дефектов, качество посадки магнитов и сопротивление.
  • Осмотрите крышку. Она должна быть целой.
  • Измерьте зазоры на соответствие требованиям.