Полный привод — это технология, которая обеспечивает передачу мощности на все колёса автомобиля, улучшая его проходимость и стабильную работу на различных поверхностях. В этой статье мы рассмотрим как устроен полный привод, его преимущества и недостатки, различные типы.
Историю данного механизма можно проследить от первых военных машин и тяжелых грузовиков XX века.
В 1930-х полный привод стал применяться и в гражданских авто, которые были предназначены для использования в сельской местности и на плохих дорогах.
Как работает полный привод?
Принцип работы полного привода таков: двигатель сжигает топливо и вырабатывает энергию, которая поступает в коробку передач. Далее крутящий момент передаётся в раздаточную коробку. Та перераспределяет крутящий момент между ведущими осями, а угловой редуктор передаёт его ко второй паре ведущих колёс. Межколёсные и межосевые дифференциалы обеспечивают вращение колёс с разной скоростью. У кроссоверов есть муфты подключения второй оси при необходимости.
В автомобилях с AWD двигатель передает мощность на все колеса, что обеспечивает лучшую управляемость и проходимость на дороге. Чтобы еще лучше понять, как работает полный привод, рассмотрим основные элементы:
- Центральный дифференциал, который делает возможным изменение оборотов;
- Промежуточные валы, которые передают мощность;
- Механизмы блокировки дифференциалов, которые помогают распределять мощность между колесами для максимальной проходимости.
Нужно помнить, что регулярное техническое обслуживание — залог стабильной работы полного привода.
Полный привод может работать в режиме на два колеса (передние или задние) или на все четыре одновременно. Это дает возможность автомобилю уверенно двигаться в самых разных условиях – от обледеневших дорог до глубокого снега. А в случае поломки, лучшее решение — обратиться в грузовой автосервис.
Типы полного привода
Существуют следующие типы полного привода:
- Постоянный полный привод (Full-time 4WD): мощность распределяется равномерно на все колеса, обеспечивая стабильность и хорошее сцепление.
- Подключаемый полный привод (4WD). Передача мощности на четыре колеса может быть включена или выключена по желанию. Обычно такая система хорошо проявляет себя на бездорожье или при езде в условиях болотистой и пустынной местности, когда требуется повышенная проходимость. Из-за отсутствия межосевого дифференциала, крутящий момент распределяется в пропорции 50:50. Такая схема полного привода подходит для бездорожья, но на асфальте автомобиль с включенным приводом нельзя эксплуатировать на скорости свыше 80 км/ч.
- Полный привод с муфтой подключения второй оси (Automatic AWD или Torque-On-Demand). Этот тип полного привода реализован с использованием особой муфты. В движении автомобиль большую часть времени является моноприводным, но при необходимости подключается вторая ось. Это самый простой тип полного привода, который часто используется в городских кроссоверах.
- Полный привод с возможностью отключения одной оси (Selective 4WD). В таких автомобилях по умолчанию полный привод включён, но для экономии топлива переднюю ось можно отключить. Также по асфальту можно ездить и в режиме полного привода.
Что лучше: 4WD или полный привод?
Четырехколесный привод – это более традиционная система. Ее история восходит практически к истокам развития автомобильного транспорта. Такой привод используется в основном в грузовиках и внедорожниках. Поэтому обращение в сервис КАМАЗ — хорошее решение при любых неисправностях системы.
Однако с годами технология 4WD становилась все более совершенной. Она по-прежнему незаменима на бездорожье. Но сегодня ей оснащаются не только грузовики и внедорожники, но и другие типы авто. Системы 4WD обеспечивают передачу вращения через ряд передних, задних и межосевых дифференциалов, раздаточных коробок и муфт, которые позволяют автомобилю работать с максимальной мощностью в различных условиях.
«Что лучше: 4WD или полный привод?» — часто интересуются автолюбители.
Ответ на этот вопрос про виды полного привода таков: все зависит от условий использования авто. В настоящее время полный привод можно найти в легковых, грузовых автомобилях (например тягачах) и внедорожниках всех размеров, от компактных до полноразмерных, что предоставляет вам максимально широкий выбор при покупке транспортного средства. Он обеспечивает надежное и постоянное сцепление с трассой летом и зимой и на легком бездорожье. Схема либо непрерывно приводит в движение все четыре колеса, либо автоматически управляет переключением осей авто, на которые приходится вращение, что избавляет водителя от принятия сложного решения во время езды.
Но 4WD по-прежнему остается лучшим вариантом для тех, кому приходится работать в экстремальных погодных условиях или часто ездить по бездорожью. Эта система часто используется в бортовых грузовиках и внедорожниках с посадкой выше среднего, что делает их пригодными для работы на глубоком снегу, каменистой местности и крутых подъемах, а также при перевозке тяжелых грузов или буксировке. Кроме того, двухскоростная раздаточная коробка дает водителю возможность контролировать, куда подается мощность.
Преимущества и недостатки полного привода
Преимущества:
- Хорошее сцепление колес с трассой, что позволяет легко справляться со сложными дорожными условиями.
- Машина предельно устойчива и предсказуема.
- Повышенный уровень безопасности.
- Увеличенная тяговая мощность: такая конструкция позволяет перевозить тяжелые грузы или буксировать другие автомобили.
Недостатки:
- Из-за работы дополнительного механизма автомобили с такой системой потребляют больше топлива.
- Машины, оснащённые полным приводом, чаще стоят дороже, чем авто тех же марок, но без него.
- Быстрее износ деталей: постоянное использование полного привода может привести к более быстрому износу механизмов передачи мощности.