Рулевое управление – это важнейший механизм, без которого не передвигается ни один автомобиль будь то модель КАМАЗа или грузовик JAC. За счёт совокупности узлов эта система позволяет добиться высокой управляемости и стабильности на дороге. Все компоненты механизма работают для того, чтобы синхронизировать каждое движение руля с ведущими колёсами. В этой статье мы рассмотрим, каким образом это достигается и, какие проблемы могут возникнуть в системе рулевого управления.
Общая система рулевого управления
Конструкция рулевого управления любого автомобиля включает в себя ряд наиболее важных компонентов:
- Руль. Колесо, посредством которого водитель и управляет автомобилем. Является посредником, передающим его команды остальным механизмам;
- Рулевая колонка. Часть, на которой установлен руль. Внешне представлена в виде вала с множеством шарниров. Необходима, чтобы передавать усилия от руля остальным компонентам систему управления. Для повышения уровня безопасности часто оборудуется системами блокировки и складывания;
- Рулевой механизм. Получает усилие от колонки, изменяя его и передавая дальше;
- Усилитель. Того усилия, которое водитель прикладывает при движении руля, недостаточно, чтобы повернуть тяжёлые колёса грузового автомобиля. Этот компонент необходим для его усиления, что существенно упрощает процесс управления;
- Дополнительные элементы. Они используются, чтобы упростить управление или сделать его боле стабильным. Для этого в систему добавляют демпферы, амортизаторы и прочие компоненты.
Принцип работы
КАМАЗ 5490 НЕО 2 и другие седельные тягачи имеют в своей основе подобные системы управления. Ведущие колёса установлены на специальные поворотные кулаки. Они же присоединены к передней оси посредством шкворни. Когда водитель крутит руль, его действие последовательно передаётся по системе управления, обретает большую мощность, проходя через усилитель. После этого за счёт специальных тяг и рычагов попадает на поворотные кулаки, за счёт которых и происходит поворот ведущих колёс грузовика.
Исходя из этого, можно выделить 3 основные задачи, выполняемые рулевым управлением:
- Увеличение усилия, оказанного на руль;
- Его передача на поворотные кулаки;
- Восстановление руля в исходное положение в зависимости от оказанного усилия.
Типы рулевого управления
Перед тем, как брать КАМАЗ в лизинг стоит определиться со способами его управления. Выделяют три основных типа:
- Реечный. Самый распространённый механизм. Но чаще всего он встречается на легковых автомобилях. Он не способен создавать серьёзное усилие, поэтому на грузовиках его не встретишь;
- Винтовой. В таком механизме гайка и винт соединяются посредством шарниров. За счёт этого снижается вибрация и скорость износа. Позволяет создавать большое усилие, из-за чего часто используется в грузовиках и автобусах;
- Червячный. Такие системы имеют больший угол поворота и лучше выдерживают ударные нагрузки. Поэтому они считаются более управляемыми и надёжными. Но стоят они дороже и требуют постоянной регулировки.
Требования к рулевому управлению грузовика
Для систем управления грузовым автомобилем существует собственный перечень требований, которым она обязана соответствовать:
- Высокая жёсткость деталей;
- Минимальный крутящий момент для поворота руля;
- Способность поддерживать необходимое передаточное число;
- Отсутствие зазоров;
- Хороший стабилизирующий момент;
- Рулевой привод и управляющее подвеской устройство должны двигаться согласовано.
Основные неисправности рулевого управления
В процессе эксплуатации рулевое колесо изнашивается, возникают проблемы в его работе, а характеристики ухудшаются. Среди часто возникающих проблем:
- Нарушилась герметичность системы;
- На наконечнике тяги разрушился шарнир;
- Шестерни и рейки вышли из строя;
- Подшипник рулевого вала сильно износился.
Всё это может является причиной обратиться в сервисный центр официального представителя КАМАЗ. Там проведут диагностику всей рулевой системы, восстановят и заменят износившиеся и повреждённые компоненты. Не стоит откладывать обращение в сервис, потому что от управляемости автомобиля зависит ваша безопасность.
Особенности правостороннего и левостороннего руля
В большинстве российских грузовых автомобилей руль установлен слева. Услуга «доработка КАМАЗа» поможет вам изменить конфигурацию грузовика, переместив его вправо. Отличие заключается не только в месте установки рулевого колеса, но и в редукторе, подходящем под конкретную сторону.
В остальном, расположение руля влияет только на удобство управления. В условиях правостороннего движения рулевое колесо справа будет доставлять некоторые неудобства. Но, некоторые водители, которые перевозят грузы по разным странам, в которых установлено левостороннее движение, устанавливают на свои автомобили руль справа.
Видео: «Рулевое управление грузового автомобиля»
Если вы хотите узнать о работе рулевого управления на грузовике и проблемах, которые с ним возникают, смотрите это видео: