Группа компаний

Все тонкости и нюансы коробки передач для грузовиков

КПП для КАМАЗ

Коробки передач грузовиков, например, КАМАЗ 43118–50, существенно отличаются от КПП, устанавливаемых на легковые автомобили. Изменения обусловлены огромной массой и эксплуатацией транспортного средства.

Отличие коробки передач грузовика от коробки легковушки

Большегрузные машины оборудуются надежными и многоступенчатыми коробками передач. Благодаря этому грузовики НЕО 2 КАМАЗ, KAMAZ-65801-T5 и др.:

  • потребляют меньше топлива;
  • имеют высокий КПД;
  • бесшумны;
  • отличаются хорошими динамическими свойствами.

Кроме того, ТС оборудуют агрегатами, которые можно починить в полевых условиях. Это особенно важно для компаний, работающих вдалеке от города и СТО. Ремонт КАМАЗа в большинстве случаев можно сделать вручную, т. к. КПП изготавливается из легких материалов, например, алюминиевых сплавов.

Устройство механической грузовой коробки передач

КПП для КАМАЗ 2

На современные грузовики устанавливают 2 вида КПП: механические и автоматические. Первые характеризуются надежностью, износостойкостью, ремонтопригодностью, поэтому их продолжают активно использовать на тяжелом коммерческом транспорте, несмотря на появление более удобных АКПП.

Механика состоит из следующих элементов:

  • обгонные муфты;
  • блок шестеренок;
  • блок заднего хода;
  • картер, заполненный машинным маслом;
  • сцепление;
  • синхронизаторы скорости;
  • кулиса, исключающая риск произвольного переключения скоростей.

Разновидности и классификация

КПП для КАМАЗ 3

Механические коробки грузовиков, установленные на машины, например, 43118 50 КАМАЗ, 65207 бортовой, подразделяются по 2 основаниям:

  • количество ступеней;
  • число валов.

Если говорить о валах, то грузовики оснащаются преимущественно 3-вальной МКПП, 2-вальные устанавливаются на легковые автомобили. Выбирая ТС, стоит обращать внимание на оба пункта, т. к. они влияют на плавность разгона, увеличение КПД. Более подробно ознакомиться с характеристиками машин можно по ссылке.

Количество ступеней передач

Грузовики от российского производителя КАМАЗ оснащаются КПП, количество ступеней передач которых варьируется в пределах 6–16. Увеличение числа дает несколько преимуществ:

  • комфорт — КАМАЗ 43118–50 разгоняется более плавно. Человеку в кабине не приходится терпеть резкие толчки после каждого переключения, перегазовывать;
  • низкий расход топлива — водитель может подобрать подходящую ступень, чтобы снизить обороты двигателя и потребление газа, дизеля до минимума;
  • скорость — транспорт разгоняется быстрее, однако на максимальную скорость количество ступеней не влияет, т. к. в последнем случае важны мощность силовой установки, выхлопная система.

Хотя большое количество передач имеет ряд положительных черт, МКПП с 7+ ступенями имеют серьезный недостаток — дорогостоящий ремонт. Их сложнее починить, чем устаревшие 6-ступенчатые системы. Чтобы узнать точную стоимость, ознакомьтесь с услугами АКПП сервиса и свяжитесь со специалистом дилерского центра.

Демультипликатор и делитель

Демультипликатор повышает крутящий момент, т. е. грузовик (например НЕО 2 КАМАЗ) едет медленнее при большом количестве оборотов. Использование этого агрегата подразумевает наличие раздатки с низкими передачами, которая устанавливается на грузовую технику. Машины страдают из-за того, что на большой скорости оборотов не хватает, а на низкой они излишне существенные.

Демультипликатор увеличивает длительность службы КПП из-за уменьшения крутящего момента, снижает износ силовой установки. А делитель позволяет ехать на повышенных передачах.

Автоматические коробки

КПП для КАМАЗ 4

Автоматические коробки передач — более современный агрегат, упрощающий управление. Водитель НЕО 2 КАМАЗа не должен вручную контролировать скорость автомобиля. Однако нужно учитывать, что автомат дорого ремонтировать, и он не обеспечивает экономичный расход топлива.

АКПП идеально подходит для работы в крупных городах, где часто случаются пробки. Однако для бездорожья лучше выбрать механику.

Признаки неисправности

На неисправность коробки передач грузовика, например, КАМАЗ 43118–50, указывают:

  • самопроизвольная смена скоростей;
  • передача не включается из-за износа привода переключателей;
  • водителю необходимо прикладывать усилие;
  • посторонние звуки;
  • сильная вибрация.

При обнаружении первых проблем необходимо отправить на диагностику, т. к. разрушение мелких деталей может привести к повреждению соседних агрегатов, систем, а во время езды — стать причиной ДТП.

Ремонт коробки передач

Ремонт стоит проводить в специализированных сервисных центрах, где есть полный набор оборудования для диагностики и починки транспортного средства. В полевых условиях невозможно качественно восстановить работоспособность КПП, т. к. из-за некоторых поломок может понадобиться демонтаж системы и ремонт на поворотном стенде.

Кроме того, замена шестерней со сломанными зубьями получится только у квалифицированного специалиста. Если доверить починку дешевому СТО, КАМАЗ снова выйдет из строя из-за отсутствия комплексной диагностики или неоригинальных запчастей.

Если вы не уверены в состоянии КАМАЗа, стоит пройти обслуживание в СТО официального дилера “Кориб”, который занимается ремонтом КАМАЗов в Набережных челнах. Чтобы ознакомиться с услугами ремонта МКПП, АКПП сервиса, перейдите по ссылке.

Как переключать коробки передач грузовых автомобилей

Переключение МКПП на КАМАЗ 5490 НЕО

Переключение скоростей на механической коробке:

  1. Завести грузовик, проверить работу распределителя.
  2. Нажать на педаль сцепления.
  3. Перевести селектор трансмиссии в нижнюю позицию.
  4. Отпустить сцепление и надавить на педаль газа.
  5. Снова выжать сцепление.
  6. Перевести селектор в нейтральную позицию.
  7. Установить селектор в положение первой скорости.

АКПП на НЕО 2 КАМАЗ управляется проще. Контроль осуществляется с помощью нескольких режимов:

  • P — парковка. Водитель не планирует ехать, поэтому двигатель можно запустить только для прогрева ТС;
  • D — движение вперед;
  • R — езда назад;
  • N — нейтралка. Коробка и двигатель разомкнуты, возможны прогрев и буксировка автомобиля без подвешивания ведущих колес;
  • D3, 2, 1 — блокировка повышенных передач.