Зеркала на автомобилях появились не сразу. Пока автомобили на дорогах были экзотикой, устройства заднего обзора не требовались. Гужевой транспорт не стремился обгонять автомобили.
Известно, что ушедший ХХ век был веком становления автомобильной отрасли. Год от года на улицах появлялось все больше машин, а уж они стремились обогнать друг друга, чтобы продемонстрировать свою скорость и лошадиные силы.
Появившиеся в конце XIX века автомобили развивались и совершенствовались, а триггером к этому совершенствованию служили международные автогонки, появившиеся как отдельный вид спорта сразу, как только возникла конкуренция между автопредприятиями. Этот процесс совершенствования коснулся и автозеркал. Их стали устанавливать на машинах не сразу. Но о том, что они нужны, свидетельствовал следующий факт: водители брали с собой из дома настольные или карманные зеркальца, чтобы улучшить себе задний обзор.
На фото этих машинах еще нет устройств непрямого обзора.
Впервые зеркало заднего обзора появилось на одной из машин во время автогонок в Индианополисе в 1911 году. С того времени постепенно все конструкторы начали оснащать свои детища инструментами, улучшающими обзор заднего вида внутри салона, а с 50-х годов автозеркала появились на боковых стойках кабин в грузовиках или на кузовах легковушек. Последние 15-20 лет многие автомобили оснащаются видеокамерами, вмонтированными в зеркала, а на панели управления устанавливается монитор, в котором водитель видит ситуацию на дороге.
Автомобильные зеркала и безопасность движения
ПДД запрещают езду без этих инструментов, да и сами автовладельцы не представляют себе езды без зеркал заднего обзора, они чувствуют себя слепыми. И если устройство непрямого обзора ломается, спешат приобрести новое, поскольку автозеркала делают движение на дороге намного безопаснее:
- Они улучшают обзор при движении назад или парковке;
- Помогают контролировать ситуацию на дороге при обгоне, развороте или объезде какого либо препятствия.
- В целом дают водителю чувство уверенности.
Чтобы задняя часть дороги лучше просматривалась, на грузовых авто, таких как грузовики КАМАЗ или самосвалы JAC n350 монтируется до 5 автозеркал, в то время, как у легковушек сейчас их всего три.
Виды зеркал
В соответствии с Правилами ЕЭК ООН № 46 все устройства непрямого обзора разделены на 6 классов:
- класс I: внутреннее заднего вида;
- классы II и III: основные внешние заднего обзора;
- класс IV: широкоугольное внешнее;
- класс V: внешнее бокового обзора;
- класс VI: переднее.
Внутреннее автозеркало крепится внутри салона над лобовым стеклом, между водительским и пассажирским сиденьями. Наружные монтируются на передних стойках кузова с правой и с левой стороны.
Зеркала состоят из следующих элементов:
- корпуса, который изготавливается из прочного пластика, реже – из легкого сплава;
- кронштейна с встроенным механизмом регулировки. Он выполнен из прочного металла.
- светоотражающего элемента. Это стекло с нанесенным на него светоотражающим напылением.
- Системой обогрева, что бывает не на всех светоотражающих устройствах.
Различаются зеркала плоские и панорамные. Вторые, в свою очередь, делятся на сферические и всферические. Существуют еще сфериксные, то есть многосекционные светоотражающие элементы. Это новинка, она стоит дороже, но и обзор в таком зеркале намного выше, и «мертвых зон» почти не остается. Такого эффекта создатели добились благодаря соединению плоского элемента со среднесферическим.
На снимке: схема обзора движения через асферическое зеркало, улучшающее обзор.
Асферические устройства заднего вида – это преимущественно плоские светоотражательные элементы. Увеличение обзора достигается за счет формирования кривизны по краям стекла. Такие устройства ставят, как правило, со стороны водителя. Сферические, или панорамные зеркала увеличивают обзорность за счет небольшой выпуклости светоотражающего элемента. Это необходимо , чтобы визуально «приблизить» объект. Они ставятся, как правило, со стороны пассажира. Оптимальным считается радиус кривизны для легковых автомобилей – не менее 1,2 см, а для грузовых – 1,5 см.
Требования к зеркалам заднего вида
Основные требования прописаны в Правилах ЕЭК ООН № 46.
Есть и российский документ – ГОСТ Р 51709-2001, в котором говорится о требованиях безопасности и технического состояния ТС. В этом документе говорится о том, что в маркировке сертифицированного зеркала обязательно должен быть указан римскими цифрами класс. Для грузовых автомобилей, относящихся к категории N (N1, N2, N3) необходимо иметь 2 боковых – справа и слева. Они должны быть II или III класса на одном кронштейне с IV. Допускается иметь этот инструмент в кабине, но если грузовая платформа возвышается над кабиной, как например прицеп фуры КАМАЗ 5490, то толку от этого будет мало. Большегрузным автомобилям разрешается справа ставить широкоугольное зеркало.
В соответствии с другим российским документом частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ:при отсутствии устройства непрямого обзора водителя на первый раз предупредят, а потом могут наложить штраф, поскольку такой водитель создает угрозу безопасности движения на дороге.
Как правильно настраивать
Только повесить зеркала на кронштейны – не достаточно. Важно их правильно настроить, установить угол обзора так, чтобы как можно меньше оставалось слепых зон. Так называют участки дороги, которые водитель не может видеть из-за неправильной настройки или низкого качества зеркал.
Как проверить правильность настройки зеркал
Зеркала должны быть настроены таким образом, чтобы при беглом взгляде на них видеть не двери машины и ее крыло, а дорогу, оставшуюся позади, и машины на ней. Но правильно настроить зеркала бывает сложно, потому что для этого водитель наклоняется, изменяя угол обзора. Чтобы настроить правильно, опытные водители советуют настраивать их следующим образом.
Настройка правого зеркала
Необходимо отклониться вправо таким образом, чтобы голова оказалась в центре салона. Зеркало следует установить таким образом, чтобы водитель мог в этот момент видеть правое заднее крыло автомобиля, когда он правильно сядет за руль, то глядя в него, он будет видеть дорогу.
Настройка левого зеркала
Чтобы настроить зеркало со стороны водительского сиденья, необходимо отклониться влево так, чтобы коснуться головой бокового стекла, и глядя в него, установить его таким образом, чтобы видеть правое заднее крыло машины. Когда сядете правильно то глядя в боковое зеркало, должны увидеть дорогу и едущие за вами машины.
Настройка зеркала внутри салона
Внутреннее зеркало заднего вида следует настраивать так, чтобы центр зеркального стекла совпадал с серединой заднего окна.
Важно: Нельзя настраивать зеркала на ходу. Можно не справиться с управлением или не увидеть опасность, подстерегающую в пути.
Как настроить зеркала фуры
Большегрузные фуры, такие как КАМАЗ, имеют удлиненную грузовую платформу, которая шире и выше водительской кабины. Все это усложняет задний обзор. Поэтому настройка зеркал имеет свою специфику. Зеркала грузовых машин имеют вытянутую по вертикали форму и состоят из двух светоотражающих элементов. Нижний имеет небольшой размер. Прежде чем регулировать зеркала, необходимо установить сиденье в такое положение, как оно используется во время езды. Это имеет значение, поскольку зеркала будут регулироваться по уровню глаз. Современные зеркала регулируются с помощью электропривода.
Настройка левого зеркала
Правильно настроенное левое зеркало должно показывать на трети площади зеркального стека часть кабины и прицеп. Это помогает видеть насколько ровно идет грузовая платформа, помогает совершать маневры. По высоте зеркало устанавливается так, чтобы в центре стекла был виден бампер прицепа. Нижнее зеркало должно показывать в нижнем углу стекла часть переднего колеса.
Настройка правого зеркала
В правом зеркале водитель также должен видеть край кабины и прицеп, по вертикали они также устанавливается таким образом, что в центре отражался бампер фуры. Нижнее зеркало желательно установить так, чтобы видеть хотя бы часть бака. Колесо из-за угла обзора увидеть не получится.
На фурах модельного ряда КАМАЗ нет салонного зеркала заднего обзора, поскольку увидеть в него можно только стенку прицепа.
Чем опасны неправильно настроенные зеркала
Если зеркало настроено неправильно, и водитель видит только собственный автомобиль, но не видит дороги, то такая ситуация чревата дорожно-транспортными происшествиями. Существует риск при выполнении маневров или перестроении «поцеловать сзади идущую машину, или сбить пешехода, выехать на тротуар или обочину.
Если зеркала настроены неправильно, то это равносильно их отсутствию, и водитель невольно снижает скорость, опасаясь стать виновником ДТП.