Группа компаний

Как работает седельно-сцепное устройство тягача КамАЗ

Седельно-сцепное устройство КамАЗ

Седельно-сцепное устройство создали для сцепки грузового автомобиля и полуприцепа, вес которого может превышать 20 тонн. Из-за высокой нагрузки машины КамАЗ оборудуются крепкими и надежными деталями. При должном обслуживании ССУ можно эксплуатировать более 5 лет без капитального ремонта.

Устройство ССУ на тягаче

Рассмотрим устройство ССУ на примере седельного тягача КамАЗ 65116. Главным элементом механизма является грузонесущая плита, принимающая на себя массу груза. От ее состояния зависит безопасность эксплуатации грузовика. Деталь имеет отверстие входа шкворня, который обеспечивает прочной закрепление. Это же место является точкой излома КамАЗ тягача.

Конструкция

Седельно-сцепное устройство на КамАЗ

Конструкция зависит от типа механизма:

  • шкворневой — в основе находится крупный стальной круг, в центре которого прорезь. Сцепная пара скрепляется шкворнем и захватами;
  • бесшкворневое — вместо стержня используется поворотный кулак с шаровыми пальцами.

Чтобы подробнее ознакомиться с особенностями прицепов, перейдите по ссылке.

Элементы ССУ

ССУ состоит из 3 основных деталей:

  • разъемно-сцепной механизм — принимает на себя часть нагрузки при снижении и наборе скорости, отвечает за исправное поворачивание автопоезда. Может иметь 1 или 2 захвата;
  • опорная плита — Нефаз прицепы закрепляют на цельные и сварные плиты. Желательно использовать первые, т. к. они жестче и легче;
  • крепежные детали — обеспечивают фиксацию элемента сцепки на раме.

Общие характеристики

ССУ, которые используются на тягачах КамАЗ, должны соответствовать регламенту. Размер сопрягаемой поверхности шкворня обязан быть 50,8 или 89 мм. Этот параметр зависит от веса автопоезда:

  • 50,8 мм — ставят на прицепы самосвальные КамАЗ, масса которых не превышает 12 тонн с учетом полной нагрузки.
  • 89 — не более 50 тонн.

Высота седла для седельно-сцепного устройства варьируется в пределах 90—315 мм.

Разновидности

Шкворневые

Шкворное-ССУ

В данную группу входят Нефаз прицепы, ССУ которых имеет шкворень, обеспечивающий сцепку. Деталь помещается в опорную плиту и фиксируется с помощью нескольких захватов. Механизм способен выдержать вес до 50 000 кг.

Бесшкворневые

Бесшкворное ССУ

Этот вариант ССУ устанавливают на легкие тягачи, которые перевозят полуприцепы до 12 тонн груза. Вместо шкворня используют ролики. Главным недостатком механизма считают то, что водителю приходится регулярно проверять сцепку элементов автопоезда.

Стоит сказать, что бесшкворневые больше подходят для транспортировки грузов в городской черте, где проблематично использовать тяжелые тягачи.

Варианты монтажа

Чтобы монтировать полуприцеп на машину КамАЗ, нужно сместить сцепной механизм с помощью гидропривода. Контроль ведется из водительской кабины с помощью панели управления. Затем ССУ закрепляется с помощью захватов.

Согласно закону 94/20 ЕС, полуприцеп обязан быть закреплен минимум на 8 винтов с прочностью 8.8. При этом важно проконтролировать плотность примыкания к поперечному и продольному валу устройства. Также во время установки необходимо проверить, опираются ли стойки на главную плиту.

ССУ, не обладающее фланцем, закрепляют гайкой со шплинтом, а другой вид — заклепками к основной платформе. Иногда допустим отказ от монтажной плиты, если мастер безупречно затянул болты и отладил соединения.

После монтажа устройства стоит позаботиться о защите от развинчивания, чтобы во время поездки Нефаз прицеп не отсоединился.

Как самостоятельно выполнить диагностику

КамАЗ шасси 65225 сзади сбоку

Чтобы не тратить время и деньги на посещение сервиса, рекомендуется ежедневно выполнять диагностику прямо в автопарке. Для этого нужно:

  1. Отсоединить КамАЗ тягач.
  2. Проверить управление стоек, работоспособность и надежность механизмов.
  3. Осмотреть детали ССУ.
  4. Оценить дышло, шарниры и определить степень износа.

Техобслуживание седла

ССУ на КамАЗе 54901

Седло необходимо обслуживать не менее 3 раз в месяц, чтобы увеличить срок между заменами сцепного устройства, установленного на КамАЗ тягач. Эксперты советуют регулярно смазывать опорную плиту маслом и осматривать механизм.

Надо ли регулировать

Важно правильно отрегулировать седло машины КамАЗ, т. к. от этого зависит длительность использования и безопасность. Процедуру проводят при появлении стуков во время движения. Чтобы их устранить, стоит снять седло, заменить уплотнители, очистить место клина от смазочных веществ, земли.

Устранение зазоров

Опоры под высоким давлением могут прогибаться, а при поворачивании страдает верхняя часть опорной плиты, на которой иногда появляются зазоры. Их убрать достаточно легко: необходимо поджать клины запора к шкворню или заменить изношенное полукольцо.

Управление ССУ

Сцепка КамАЗ тягача с прицепом осуществляется автоматически. Человеку необходимо только убедится, что планка находится строго в вертикальном положении. Это указывает на правильное закрепление.

Чтобы отсоединить тягач, необходимо:

  1. Потянуть планку 20 вверх;
  2. Повернуть рукоятку №1 на себя.

Как продлить срок службы ССУ

ССУ на КамАЗе шасси 6520

Чтобы максимально долго эксплуатировать машину КамАЗ с полуприцепом, необходимо соблюдать несколько правил:

  • перед рейсом проверить плотность и надежность фиксации шкворня;
  • регулярно смазывать седло, шарниры;
  • использовать только качественные масла;
  • каждые 5 суток отсоединять полуприцеп, промывать седло, смазывать опорную плиту, крепежные элементы;
  • еженедельно проверять детали и узлы, чтобы заранее выявить очаги коррозии, механические повреждения на сцепном устройстве;
  • ежегодно удалять старую смазку с поверхности седла.

Также рекомендуется не превышать максимальную нагрузку. Перед покупкой или лизингом КамАЗа стоит ознакомиться с технической документацией, чтобы подобрать подходящий тягач. Из-за регулярных перегрузок на сцепном устройстве могут возникнуть трещины, которые невозможно устранить, т. е. придется потратить много времени и средств на полную замену ССУ. А при существенном превышении допустимой нагрузки существует риск неожиданного отсоединения прицепа, что грозит стать причиной серьезного ДТП.